ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ШКОЛЫ ЦДП ТПУ

Сладков Е.И., зам. директора ЦДП ТПУ

Кузнецов С.И., руководитель ЕНШ ТПУ

 

Естественнонаучная школа (ЕНШ) существует при ТПУ вот уже 10 лет. ЕНШ, созданная на базе факультета Естественных наук и математики, позволяет учащимся, не оставляя обычной школы, углублять и совершенствовать свои знания по физике, математике, химии, русскому языку и литературе.

ЕНШ – это связующее звено общеобразовательной школы с ВУЗом. Уникальность ЕНШ (единственной такого рода школы в г. Томске) состоит в сочетании углубленного изучения выбранного предмета – химии, физики, математики – с постоянными контактами учеников со студентами и преподавателями ВУЗа. Это позволяет достичь ранней ориентации учащихся в выборе профессии и облегчает адаптацию школьников к обучению в высшей школе.

Слушатели ЕНШ получают:

·        Право пользования аудиториями, методическими и компьютерными разработками, лабораторной базой ТПУ под руководством высококвалифицированных преподавателей (доцентов ТПУ), имеющих большой педагогический опыт.

·        Глубокую теоретическую подготовку по предметам: математике, физике или химии (для поступления в ТПУ и другие вузы).

·        Расширенный лабораторный практикум по химии, физике или химической экологии (все опыты – своими руками!).

·        Возможность активно подготовиться к олимпиадам по математике, физике, химии или экологии на уровне ТПУ, города, области, России, международном.

·        Информацию о вступительных испытаниях в ТПУ прошлых лет и могут ознакомиться с образцами испытаний.

·        Лекции сопровождаются демонстрациями по всему разделу физики.

·        Учащимися ЕНШ могут стать все желающие, окончившие 9 классов. Занятия в ЕНШ проводятся 3 раза в неделю (4 академических часа) в удобное для учеников время по специально разработанной программе в течение 1–2-х лет. (Для учащихся 11–х классов время обучения может быть сокращено при обязательном выполнении программы обучения).

Учащиеся Заочного отделения обучаются заочно по переписке.

Все выпускники получают свидетельство Центра довузовской подготовки ТПУ и допускаются к участию в конкурсе на все направления и специальности всех технических факультетов ТПУ по результатам олимпиады, проводимой ТПУ.

Основная цель довузовской подготовки слушателей ЕНШ ТПУ – система­тизация, углубление и расширение их знаний в соответствии с требованиями к поступающим на технические направления и специальности Томского политех­нического университета. Осуществление названной цели в учебном процессе ЕНШ предполагает возможность дифференцированного подхода к обучению слушателей в соответствии с их образовательными потребностями, способностя­ми, планами организации собственной карьеры.

Дифференциация уровней довузовской подготовки позволяет слушателям наиболее полно реализовать свои возможности в достижении профессионально-образовательных целей, уверенно выбрать желаемую образовательную траекто­рию, успешно продвинуться по ней в процессе получения высшего профессио­нального образования.

Исходя из общих задач довузовской подготовки, целесообразно ввести в действие два уровня обучения слушателей: стандартный и углубленно-расширенный.

Стандартный уровень соответствует общепринятой модели довузовской подготовки безотносительно к индивидуальным образовательным запросам слу­шателей, с ориентацией на групповые занятия по заранее разработанной схеме с теоретическим и практическим компонентами того или иного курса, обеспечивает систематизацию и углубление базовых школьных знаний в соответствии с суще­ствующими программами ТПУ (второй уровень программ по математике и физике).

Уровень углубленно-расширенной подготовки предоставляется слушателям, в совершенстве осваивающим базовый школьный курс и стандартную программу довузовской подготовки в ЕНШ, имеющим высокие образовательные потребно­сти, изъявивших желание участвовать в олимпиадах и иных творческих соревно­ваниях, ориентирующихся на конкретную образовательную траекторию, связан­ную с творческой деятельностью.

Предлагаемые учебные курсы, в особенности профилирующие, должны со­ответствовать повышенным образовательным запросам слушателей и удовлетво­рять их как содержанием обучения, так и дидактической системой.

Рекомендации по комплектованию и обучению учебных групп с углублен­но-расширенным содержанием обучения:

1. Отбор слушателей проводится на основании данных об уровне базовых знаний по математике, физике и русскому языку. Претенденты на обучение про­ходят собеседование, итоги которого фиксируются в баллах, делается заключение о целесообразности обучения в. группе углубленной довузовской подготовки, да­ются рекомендации по организации учебного процесса и методическим приемам дальнейшей учебной работы с каждым из слушателей.

2. Важнейшая составляющая организации углубленной подготовки слуша­телей – содержание обучения. Рекомендуемая модель содержания обучения пред­ставлена в программах Министерства образования РФ для школ (классов) с уг­лубленным изучением предметов. Пояснительные записки этих программ акцен­тируют внимание преподавателей на наиболее важных аспектах реализации пред­лагаемых курсов. Содержание курсов соответствует требованиям подготовки к поступающим в технические вузы и может быть использовано в работе с группами углубленной довузовской подготовки. Для освоения содержания обучения за курс средней школы в сокращенные сроки преподавателю необходимо сконцен­трировать внимание слушателей на наиболее сложных для восприятия темах. обеспечить их приложениями практических и контрольно-тренировочных зада­ний. Возможно использование программ ЦДП ТПУ (третий уровень), которые также требуют переработки для целей дифференцированного подхода к обучению слушателей.

3. Следование принципам дифференцированного обучения в адаптацион­ный период подготовки (~ 10% времени курсовой подготовки). В соответствии с оценками знаний слушателей, выставленными экспертной комиссией (при ком­плектовании группы), и заключениями преподавателей на начальном этапе обу­чения, группа разделяется на подгруппы по уровням базовой подготовки; из об­щего состава выделяются наиболее одаренные и подготовленные для работы на высоком уровне сложности предлагаемых заданий.

Практикуется система домашних заданий для восполнения пробелов в зна­ниях слушателей, выдаются рекомендации по самостоятельному освоению от­дельных тем, предлагаются учебные пособия и материалы, помогающие выйти на необходимый (стартовый) уровень обучения по программам углубленной подго­товки.

По завершении адаптационного периода принципы дифференциации обу­чения остаются в силе, однако, меняется направленность дифференцированной разноуровневой подготовки. Обучение ведется в соответствии с учебно-тематическим планом, предлагаемый уровень сложности рассчитывается на весь состав группы, но и в этом случае возможен индивидуальный подход к интеллек­туальному развитию слушателей. Следовательно, необходим специально разрабо­танный банк заданий, который можно использовать как на аудиторных занятиях, так и в качестве домашнего задания.

4. Создание благоприятных условий для успешного обучения слушателей.

4.1. В целях успешного обучения слушателей (а они, как правило, еще обучают­ся и в школе) им необходима помощь как со стороны ЕНШ, так и со сторо­ны родителей в оптимальном распределении времени между трудом и от­дыхом; потребуются рекомендации психологов для овладения приемами продуктивной интеллектуальной деятельности. В период адаптивной части курса необходимо создать психологический настрой на высокопродуктив­ную учебную деятельность - системой контрольно-тренировочных заданий, четкой организацией учебной деятельности во время аудиторных занятий, В это время проводятся собрания с родителями (желательно совместно со слушателями), блиц-курс по психологии трудовой и творческой деятельно­сти (6–8 часов), который может быть прочитан психологами ТПУ.

4.2. В процессе обучения должна быть проведена ориентация на успешное уча­стие в конкурсе в различных видах конкурсных испытаний: в олимпиадах, Общероссийском централизованном тестировании, в творческих соревно­ваниях – конференции-выставке работ учащихся, организуемых ежегодно Центром довузовской подготовки ТГГУ в лицее при ТПУ. Следовательно, возможно участие слушателей в научных исследованиях под руководством преподавателей ТГГУ.

5. Все образовательные услуги оказываются слушателям на компенсацион­ной основе с заключением соответствующего договора (или дополнения к уже существующему договору).

Справки и предварительная запись по тел. (8-382-2)-415–437.

По всем вопросам обращаться к руководителям:

Естественнонаучной школы – доцент кафедры ОФ ЕНМФ к.т.н. Кузнецов Сергей Иванович, тел. 415–621, Е–mail: ens@fnsm.tpu.edu.ru

Физического отделения: 634034, г. Томск, пр. Ленина, 43, ТПУ, каф. ОФ, доцент ОФ к.т.н. Ерофеева Галина Васильевна (3–й уч. корп. ТПУ, ауд.203, р.т. 415–845, 415–403);

Математического отделения: доцент кафедры ВМ, к.ф.– м.н. Рожкова Валентина Ивановна (4–й уч. К. ТПУ, ауд.35, тел.415–825; ауд.201, тел.415–877, дом.тел. 417–209).

Химического отделения: 634034, г. Томск, пр. Ленина, 30, ТПУ, каф. ОНХ (2–й уч. корпус ТПУ, ауд. 201, тел. 415–474), доцент каф. ОНХ, к.х.н. Князева Елена Михайловна;

Заочного отделения: доцент кафедры ВМ, к.ф.-м.н. Галанов Юрий Иванович (4–й уч. корп.ТПУ, ауд.35, тел.415–825; 415–877), Е–mail: natagyi@mail2000.ru